О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САХАЛИНСТАТА В 2017 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НА 2018 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ

Основные результаты деятельности Сахалинстата в 2017 году были направлены на выполнение Федерального плана статистических работ, который является системообразующим документом, определяющим тематику, объем, периодичность и сроки формирования официальной статистической информации. В рамках Производственного плана Росстата было выполнено 1331 работа на основе данных 209 форм федерального статистического наблюдения. Все разработки выполнены в плановые сроки в полном объеме и надлежащего качества.

Приоритетной работой в 2017 году, как и в предыдущие годы, являлось информационно-статистическое сопровождение реализации указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию субъектов РФ, а также по оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Особое внимание уделялось качеству ежеквартального обследования заработной платы работников сфер образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания, науки, в части достижения установленных целевых индикаторов на региональном уровне.

Применение планшетных компьютеров при проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2016 году, позволило более оперативно, уже в конце 2017 года, получить предварительные итоги.

Сформирована информация по демографической характеристике и занятости в сельском хозяйстве, размерам земельной площади, структуре и использовании сельскохозяйственных угодий, площадям сельскохозяйственных культур и плодово-ягодных насаждений, поголовью скота и птицы, наличию машин и оборудования по субъектам Российской Федерации и по муниципальным образованиям.

Основные тенденции, сложившиеся в сельском хозяйстве Сахалинской области за последние 10 лет и отраженные в итогах, совпадают с общероссийскими.

Существенно сократилось количество хозяйствующих субъектов: сельхозорганизаций -  в 2,8 раза, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - в 1,3 раза. При этом более чем на треть возросла доля реально работающих сельхозпроизводителей. На треть сократилась и доля хозяйств, занимающаяся сельскохозяйственным производством. В 3,3 раза увеличилось число хозяйств с заброшенными земельными участками и пустующими домами.

Общая площадь земель в пользовании всех сельхозпроизводителей за 10 лет сократилась более 40%, в том числе в сельскохозяйственных организациях почти на 60%, в секторе личных подсобных хозяйств – более 15%. Посевные площади увеличились на 16%. В их структуре более 20% возросла доля посевных площадей под кормовыми культурами, сократилась - под картофелем и овощными культурами.

В животноводстве увеличилось поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств, а также свиней, овец и коз, птицы, лошадей и кроликов.

Предварительные итоги сельскохозяйственной переписи были направлены в Губернатору Сахалинской области, региональному министерству сельского хозяйства, Главному федеральному инспектору Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ДВФО по Сахалинской области и Сахалинской областной Думе.

В 2018 году будут осуществляться работы по подведению окончательных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи, их официальному опубликованию и распространению, популяризации итогов переписи. В IV квартале будут опубликованы окончательные итоги и размещены в формате открытых данных.

На основе полученных итогов сельскохозяйственной переписи в 2018 году будет проведена большая и сложная аналитическая работа по ретроспективному пересчету динамических рядов по отдельным показателям сельского хозяйства - растениеводства и животноводства, а также по сопряженным с ними показателям за межпереписной период 2007-2016 годы.

В 2017 году подведены окончательные итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год. Также как и итоги ВСХП 2016, они размещены в открытом доступе на официальных сайтах Росстата и Сахалинстата как в целом по области, так и по муниципальным образованиям.

В 2017 году были продолжены статистические работы по основным секторам экономики и социальной сферы.

По системе национальных счетов, статистике национального богатства и основных фондов в прошедшем году проведено федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) за 2016 год, итоги которого служат для разработки базовых таблиц «затраты – выпуск». Данные, полученные в результате этих наблюдений, являются основой расчетов промежуточного потребления и валового накопления основного капитала в разрезе отраслей и продуктов базовых таблиц ресурсов и использования товаров и услуг за 2016 год.

В 2017 году продолжалась работа по внедрению СНС 2008 года в российскую систему национальных счетов. Важнейшую задачу информационного обеспечения для формирования отраслевых показателей СНС по сектору нефинансовых корпораций выполняет программный комплекс, обеспечивающий создание гармонизированных данных по производству, труду и капиталу на микро и макроуровне (ПК ГД-ПТК). Созданная в комплексе информационная база широко используется и для решения задач отраслевых статистик. Обеспечение качества данных и расширение функциональных возможностей ПК ГД-ПТК путем внедрения дополнительных алгоритмов контроля и анализа данных на региональном и федеральном уровне будут актуальны в 2018 году.

По статистике предприятий осуществлен пересчет данных об объеме отгруженной продукции и выпуске товаров и услуг по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды за 2015 год с учетом результатов сплошного обследования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

С января 2017 г. органы статистики осуществляют формирование официальной статистической информации по видам экономической деятельности и по продукции в соответствии с Общероссийскими классификаторами ОКВЭД2 и ОКПД2. Переход на новые классификации позволяют отразить особенности российской экономики в современных условиях.

В связи с переходом на новые версии классификаторов осуществлен ретроспективный пересчет индексов производства за 2015, 2016 годы по кварталам и месяцам. В марте 2017 года итоги опубликованы и размещены на официальном сайте Росстата и Сахалинстата, загружены в базу данных ЕМИСС.

В 2018 году будет осуществлена крупномасштабная работа по формированию информационной базы для перехода в расчетах индексов промышленного производства на более актуальный 2015 базисный год. После ее завершения будет осуществлен ретроспективный пересчет индексов производства.

В 2017 году продолжена работа по переходу на обновленные стандарты в области статистики труда, рекомендованные 19-й Международной конференцией статистиков труда. Значительным изменением и новшеством для пользователей является отмена Росстатом в соответствии с рекомендациями МОТ, верхней границы обследуемого возраста в обследовании рабочей силы. Начиная с 2017 года начал формироваться новый динамический ряд данных выборочного обследования рабочей силы по населению в возрасте 15 лет и старше.

На основании данных обследования формируется официальная статистическая информация о качественном составе рабочей силы, занятых, безработных, лицах, не входящих в состав рабочей силы, об участии населения в различных формах трудовой деятельности, о недоиспользовании рабочей силы в обследуемом возрасте в динамике по России и субъектам Российской Федерации.

В 2018 году мы продолжим наблюдать за рабочей силой в месячном режиме. На основе дополнительных вопросов, включенных в анкету, будет разрабатываться информация по показателю «Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы».

Продолжится федеральное статистическое наблюдение в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки в первом квартале в ежемесячном режиме, далее - с ежеквартальной периодичностью.

В IV квартале текущего года будет осуществлена работа по ретроспективному пересчету динамических рядов по основным показателям статистики труда на основе нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД2 по субъектам Российской Федерации и видам экономической деятельности за 2005- 2016гг.

В 2019 году планируется проведение II раунда выборочного наблюдения труда мигрантов (первое обследование проведено в 2014 году). Для получения более полной информации о социально-экономических, демографических характеристиках трудовой миграции как внешней, так и внутренней планируется расширение программы выборочного наблюдения труда мигрантов.

В 2020 году планируется проведение выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании.

В целях получения официальной статистической информации об использовании населением современных информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетейв 2017 году было организовано три опроса населения. Такой подход к организации обследования позволил повысить качество его результатов, особенно по субъектам Российской Федерации с малой численностью населения, к которым и относится наш регион. 

В 2017 году был проведен опрос 1600 респондентов в возрасте 15 лет и старше. Итоги обследования являются источником для расчета показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Если в 2016 году данный показатель по  области составлял около 43%, то в 2017 году уже более 50% граждан получили государственные и муниципальные услуги в электронном виде.

Для проведения обследования об использовании населением современных информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, в 2018 году актуализирован перечень задаваемых вопросов, включен новый вопрос об использовании мобильного телефона (смартфона), расширен перечень действий, связанных с работой на персональном компьютере.

В 2017 году российская статистика цен продолжала решать задачи создания более полной и оперативной картины, отображающей динамику цен по отдельным видам экономической деятельности и характеристики инфляционных процессов экономики в целом, а также максимального обеспечения заинтересованных пользователей необходимой статистической информацией о ценовых процессах в различных секторах экономики.

Одной из важных составляющих статистики цен продолжает оставаться функционирование мониторингов цен по вопросам, требующим оперативной информации. Ежемесячно осуществлялся мониторинг ценовой ситуации на потребительском рынке и в производственном секторе, а также подготавливалась дополнительная информация в части продовольственных товаров, цены на которые формируются под воздействием ограничительных мер в международной торговле.

Возрастающее внимание к индексу потребительских цен со стороны органов власти различных уровней, научных, общественных организаций и средств массовой информации ставит перед нами задачу повышения качества первичной информации, особенно в условиях низких темпов инфляции. Это, в свою очередь, повышает требования к регистрации цен и требует от самих специалистов, занимающихся сбором ценовой информации, умения и навыков ориентироваться в постоянно развивающихся и меняющихся условиях функционирования потребительского рынка.

В прошедшем году проведено 22 проверки качества регистрации потребительских цен и тарифов. В течение года были проверены все котировки, в каждую проверку включались не менее 80 наименований товаров - представителей. Проверки показали, что уровень цен на регистрируемые товары соответствуют среднему уровню цен на данные товары, сложившиеся на потребительском рынке в городах, в которых проводились контрольные мероприятия.

В 2018-2019 годах Росстатом будет продолжена работа по оптимизации перечня городов, отобранных для наблюдения за потребительскими ценами. 

Сахалинстат направил свои предложения по оптимизации и детальные аналитические расчеты для более полного и объективного отражения особенностей динамики цен в области, а также представительности территориального индекса потребительских цен. Решение за федеральным уровнем.

Как и прежде, одним из основных направлений в области статистики финансов организаций в 2017 году оставался сбор и разработка годовой бухгалтерской отчетности. Именно бухгалтерская отчетность является важным, наиболее полным и систематизированным информационным источником о финансово-хозяйственной деятельности организаций.

В целях обеспечения качества и полноты сбора годовой бухгалтерской отчетности выполнена большая подготовительная работа, направленная, прежде всего, на формирование надежной информационной базы для расчета макроэкономических показателей и создание государственного информационного ресурса по всем экономическим субъектам, включая субъекты малого предпринимательства (в том числе микропредприятия).

Необходимо отметить, что количество организаций, предоставивших годовую бухгалтерскую отчетность по сравнению с 2015 годом увеличилось на 9 %.

В рамках реализации поручения Правительства Российской Федерации в 2019-2020 годах будет проводиться работа по организации доступа органов государственной статистики к государственному информационному ресурсу годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, формирование которой будет возложено на Федеральную налоговую службу России.

В 2017 году проведено выборочное статистическое наблюдение за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций, позволяющего получить официальную статистическую информацию о финансовых, экономических, социальных и иных показателях деятельности некоммерческих организаций, трансформированную для осуществления расчетов в СНС. В 2018-2020 годах это обследование будет проводиться с годовой периодичностью.

Наиболее востребованной обществом является социальная статистикакоторая является основой для информирования пользователей о различных аспектах жизни людей в России и регионах. Росстат продолжает реализацию системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам.

В 2017 году было проведено Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах, в котором приняло участие 1080 сахалинских домохозяйств. Это обследование позволяет получить данные о фактическом уровне жизни российских семей, их доходах; о степени имущественного расслоения и уровне бедности населения, о том, доходят ли установленные государством социальные пособия до лиц, которым они предназначены.

В 2018 году на официальном Интернет-портале Росстата будут опубликованы предварительные итоги этого наблюдения с охватом 60 тысяч домохозяйств в целом по стране.

Успешно проведено Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения.Особое внимание было уделено вопросам качества. Проведены контрольные мероприятия по сверке первичной статистической информации, содержащейся в заполненных формах с первичными данными выборочного обследования бюджетов 405 домашних хозяйств, проведен сравнительный анализ с информацией, полученной по итогам проведенных обследований в 2013 и 2015 годах.

В январе 2018 года уже проведено ежегодное Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах.

В планах на 2018 год с 9 по 29 апреля стоит проведение Выборочного наблюдения рациона питания населения. Цель – получение информации, отражающей социальные, экономические и поведенческие факторы, влияющие на обеспечение полноценного и здорового питания. Это обследование проводится один раз в пять лет. В обследовании примут участие 360 домохозяйств 12-ти муниципальных образований области.

В текущем году предстоит провести еще два обследования:

 Выборочное наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, которое проводится с периодичностью 1 раз в 5 лет в целях получения статистической информации, характеризующей распространенность курения, употребления алкоголя и наркотиков, занятий физической культурой и спортом, и о других поведенческих факторах и их влиянии на продолжительность жизни и состояние здоровья населения. Вся процедура опроса автоматизирована и осуществляется с применением планшетных компьютеров.

- и  Комплексное наблюдение условий жизни населения, проводимое 1 раз в 2 года, которое позволяет получить детальную информацию о фактических условиях проживания российских семей: о жилищных и бытовых условиях;об удовлетворении потребностей населения в услугах образования, здравоохранения, транспорта, торговли, бытового обслуживания; о занятости и условиях труда; о социальном обеспечении и социальной защите; об использовании свободного времени.

По статистике населения и здравоохранения в 2017 году в нашей области впервые проведено «Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения. Опросу подлежали женщины в возрасте 18-44 лет и мужчины в возрасте 18-60 летЦелью обследования является получение статистической информации, характеризующей изменение числа детей в семьях и влияние на это мер государственной демографической политики, репродуктивное здоровье населения, причины распространенности абортов вместо использования современных средств контрацепции. В Сахалинской области в наблюдении приняло участие 90 домохозяйств.

Данное обследование будет проводиться на регулярной основе 1 раз в 5 лет.

В условиях особого внимания к демографическим процессам многие показатели статистики населения являются целевыми и важнейшими индикаторами оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и управления всех уровней, поэтому глубокий и детальный анализ демографической ситуации является важнейшей частью работы Сахалинстата. В прошедшем году продолжена работа по проверке информации, получаемой от агентства ЗАГС и регионального министерства здравоохранения на предмет полноты и качества. Совместно с областным медицинским информационно-аналитическим центром ежемесячно выполнялась сверка числа случаев и контроль за правильностью кодирования причин смерти.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в России создается единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении, так называемый реестр населения. В 2018 году планируется перейти на регистрацию актов гражданского состояния в федеральной государственной информационной системе ЕГР ЗАГС, в связи с чем, данные о естественном движении населения будут поступать в Росстат по новой схеме и в новых электронных форматах. Будет разработан новый программный комплекс по сбору и обработке данных по естественному движению населения с учетом особенностей новых форматов предоставления данных о родившихся, умерших, браках и разводах.

Продолжена работа по обеспечению полноты миграционного учета и повышению качества заполнения листков статистического учета мигрантов, соблюдению сроков их предоставленияПо данным вопросам в конце года Сахалинстат выступил инициатором трехсторонней рабочей встречи с руководством Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области и УМВД России по Сахалинской области, в результате чего достигнуты договоренности по обеспечению своевременного поступления отчетности и качеству первичной информации.

Для получения первичных данных о миграции населения в электронном виде предполагается информационное взаимодействие с МВД России в рамках государственной информационной системы миграционного учета. В этих условиях вопросы полноты и правильности заполнения листков статистического учета мигрантов приобретают еще большую актуальность.

Сбор и обработку данных по формам федерального статистического наблюдения «Миграция населения» в электронном виде предполагается начать с отчета за 2019 год.

Еще в 2016 году Росстатом началась активная подготовка к Всероссийской переписи населения раунда 2020 года. В 2017 году Правительством РФ принят ряд нормативно-правовых документов о подготовке и проведении Всероссийской переписи населения в 2020 году. Утверждены сроки проведения - с 1 по 31 октября 2020 года.

Задачи, которые стоят перед территориальными органами Росстата в 2018 году - это подготовка нормативных актов субъектов Российской Федерации, образование территориальных Комиссий и взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения Всероссийской переписи населения.

В целях разработки проекта методики расчета нормативов для определения размера субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по подготовке и проведению ВПН-2020,  Сахалинстат уже приступил к разработке предложений по содержанию и редакции этой методики с учетом мнения областных и муниципальных органов власти.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации в период с 1 по 31 октября 2018 года будет проводиться пилотное обследование - пробная перепись населения с охватом ориентировочно 550 тысяч человек.

Пробная перепись пройдет в 9-ти российских регионах, включая муниципальные образования: г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Саха (Якутия), Камчатского и Красноярского краев, Иркутской, Новгородской и Сахалинской областей.

Организация и проведение данного мероприятия проводится в целях отработки на реальном массиве данных о населении методологических, организационных и технологических вопросов с учетом применения новых методов и способов сбора сведений о населении в электронной форме, а также объединения полученных информационных массивов и подведения итогов переписи населения.

Анализ результатов организации пробной переписи позволит определить степень готовности населения, проживающего в различных типах поселений, к новыми способами сбора информации -  к самостоятельному заполнению переписных листов в электронной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», использованию различных типов портативных компьютеров, а также традиционных способов.

В Сахалинской области пробная перепись пройдет на территории пгт. Южно-Курильск муниципального образования «Южно-Курильский городской округ». Для выполнения работ, связанных со сбором сведений о населении, а также с обработкой и подведением итогов планируется привлечь переписной персонал в количестве 23 переписчиков и 5 инструкторов полевого уровня.

Выбор Южно-Курильского района для проведения пробной переписи мотивирован тем, что Сахалинская область - единственный регион, расположенный на островах. Муниципальное образование «Южно-Курильский городской округ» - самый густонаселенный из трех курильских районов, сложное транспортное сообщение между островами и областным центром и существующие проблемы с качеством услуг интернета.

Муниципальные СМИ уже анонсировали предстоящее пилотное обследование в Южно-Курильске. Поступают звонки от граждан, изъявивших желание принять участие в данном мероприятии.

В 2018 году на региональном уровне мы будем осуществлять автоматизированную обработку материалов пробной переписи населения, в 2019 году Росстатом будут выполнены работы по подведению ее итогов.

С 2016 года Росстатом внедрена и используется единая база данных Статистического регистра - Автоматизированная система ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН), основанная на применении современных технических и программных средств, новейших информационных технологий. Созданная система позволяет централизованно формировать согласованные каталоги хозяйствующих субъектов, представляющих первичные статистические данные.

Основным направлением работ по совершенствованию Статистического регистра в прошедшем году было проведение мероприятий по повышению его качества и использованию административных данных. Были проведены работы по идентификации объектов АС ГС ОФСН кодами служебных признаков, признаками упрощенной системы налогообложения, кодами по Классификатору институциональных единиц по секторам экономики, признаками госсектора по СНС. В течение года количество служебных признаков, необходимых для корректного формирования каталогов отчитывающихся организаций, увеличилось до 43.

В Статистическом регистре обеспечивается типизация хозяйствующих субъектов в соответствии с информацией в едином государственном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, которая используется при подготовке перечней объектов федеральных статистических наблюдений. 

В 2018 году в Статистический регистр будут включаться сведения о численности работников организаций, которые с июля 2018 года начнут публиковаться ФНС России в форме открытых данных на официальном сайте.

Дальнейшее развитие функциональных возможностей АС ГС ОФСН позволило в 2017 году реализовать функцию публикации в сети Интернет сведений о перечне форм статистической отчетности в соответствии с требованиями федерального законодательства. Данный сервис осуществляет поиск респондента в базе данных и производит выгрузку перечня форм федерального статистического наблюдения, по которому хозяйствующий субъект должен отчитаться в текущем году.

Получение качественной официальной статистики, по мнению Росстата, возможно только при условии централизации статистической деятельности. Ведущим звеном процесса централизации производства является внедрение с 2017 года в промышленную эксплуатацию централизованной системы обработки данных, так называемый ЦСОД.

Девять наиболее сложных форм федерального статистического наблюдения в прошедшем году были переведены в эту систему. Конечно, не обошлось без трудностей и проблем, как все новое.

В 2018 году будет осуществлен перевод 10 форм, а к концу 2019 года на централизованную обработку данных планируется перевести еще 10 статистических форм.

Хочется отметить и тот факт, что в статистическую практику повсеместно внедряется использование планшетных компьютеров при организации и проведении регулярных выборочных обследований населения, что значительно ускоряет процесс сбора, обработки и формирования итогов.

Таким образом, принцип централизации сбора и обработки статистических данных обеспечивает ведение централизованного автоматизированного контроля первичных данных и ускоряет формирование сводных итогов.

При сборе первичных статистических данных непосредственно от респондентов основной нашей задачей является обеспечение в кратчайшие сроки высоких уровней собираемости и заполнения форм федерального статистического наблюдения.

В этих целях в 2017 году специалистами Сахалинстата проведено 100 совещаний, свыше 10 тысяч консультации, инструктажей и семинаров с участием почти 4 тысяч человек. На совещаниях разъяснялся порядок и особенности заполнения форм государственной статистической отчетности, анализировалось состояние отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов, качество представляемой статистической отчетности. Оказывались консультации по заполнению, контролю, сопоставимости и сопряженности данных годовых форм с другими формами текущей статистической отчетности.

Автоматическое формирование каталогов организаций и размещение их на сайте Росстата, своевременное информирование респондентов о проведении в их отношении статистических наблюдений, а также ужесточение мер административной ответственности, увеличили в разы количество писем от респондентов о порядке предоставления статистической отчетности в органы статистики, и что особенно радует – от так называемых «молчунов».

Немаловажную роль в вопросе полноты сбора и качества статистической информации играет конструктивная позиция областных и муниципальных органов власти. Взаимодействие с органами власти осуществляется по актуализации перечней действующих хозяйствующих субъектов. Информация из административных источников о предприятиях, поступающая в наш адрес, помогает нам провести работу по поиску респондентов.

Хорошие результаты показывает регулярная практика проведения совещаний в формате «круглый стол» с региональными министерствами: торговли и продовольствия, лесного и охотничьего хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, министерством сельского хозяйства, а также с федеральными структурами: Сахалино - Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, с управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области и другими.

Участие специалистов Сахалинстата в правительственных видеоселекторных совещаниях с органами муниципальной власти, позволяет в режиме реального времени ответственным специалистам муниципалитетов получить ответы на вопросы, как методологического, так и организационного характера.

Органы государственной статистики рассматривают респондентов в качестве партнеров по производству статистических данных, ищут способы эффективной работы с ними. Российским законодательством не ущемлено право респондентов на свободный выбор способа предоставления первичных статистических данных - они могут предоставляться на бумажном носителе или в электронном виде с электронной подписью. Способ предоставления данных в соответствии с законодательством пока выбирает респондент, исходя из имеющихся возможностей и предпочтений.

Однако мы постоянно убеждаем респондентов перейти на более прогрессивные способы предоставления данных и создаем необходимые для этого условия. Надо отметить, что и респонденты поняли преимущества безбумажной технологии и выбирают как приоритетный способ - представление статистической отчетности в электронном виде.

В этом плане отстают от общей сложившейся тенденции органы государственной и муниципальной власти, они предпочитают в большинстве своем, работать по старинке – с бумажными носителями.

В целом за 2017 год, доля отчетности, предоставляемая в электронном виде крупными, средними предприятиями и некоммерческими организациями Сахалинской области составила почти 80 %и возросла на 4% по сравнению с 2016 годом.

В среднем по России этот показатель достиг 85%, поэтому в 2018 году мы должны продолжить адресную информационно-разъяснительную работу с респондентами по выбору более прогрессивного способа передачи первичной отчетности в Сахалинстат и довести процент сбора в электронном виде до 82.

Улучшению качества первичной информации способствует усиление правового воздействия на нарушителей отчетной дисциплины. Меры административного воздействия повышают ответственности должностных и юридических лиц за совершенное правонарушение, укрепляет отчетную дисциплину, обеспечивает достоверность предоставляемых респондентами статистических данных и способствует формированию надежной официальной статистической информации, которая является информационной основой для прогнозных, аналитических, управленческих целей, ведения мониторингов, реализации государственных программ и указов Президента РФ, составления национальных счетов.

В 2017 году общее количество рассмотренных материалов об административных правонарушениях по ст.13.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ составило 50 дел. Общая сумма наложенного штрафа составила 40 тыс. рублей, и уже поступила в бюджеты городских округов.

В соответствии с федеральным законодательством по 18 делам вынесено административное наказание в виде предупреждения, как к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В Сахалинстате сформирована и ежегодно актуализируется база данных «Мониторинг нарушителей отчетной дисциплины», которая позволяет проследить все этапы административного производства в отношении каждого предприятия-нарушителя.

В текущем году мы продолжим административную практику и направим свои усилия на квалифицированную организацию процесса административного делопроизводства.

Продолжена работа по формированию официальной статистической информации. В соответствии с графиком практически ежедневно осуществлялся выпуск оперативной статистической информации - срочных информаций и справок по актуальным вопросам, оперативных докладов, мониторингов и тематических бюллетеней, содержащих комплексную информацию о социально-экономическом положении области и ее муниципальных образований, отдельных секторов экономики и социальной сферы.

В адрес органов государственной и муниципальной власти всех уровней за год направлено более 3 тыс. статистических материалов. Для более широкого использования потенциала статистических информационных ресурсов для аналитических целей, предлагаем министерствам и ведомствам самостоятельно разработать макеты таблиц с набором показателей для отслеживания индикаторов региональных программ социально-экономического развития. Мы готовы работать в индивидуальном порядке с каждым заинтересованным пользователем.

Важное направление нашей работы - это открытость деятельности и доступность статистической информации. Взаимодействие со средствами массовой информации осуществляется через пресс-службу Сахалинстата и направлено, прежде всего, на информирование широких слоев населения и повышение статистической грамотности. Мы используем собственные ресурсы и ресурсы различных средств массовой информации для объективного и своевременного информирования общественности о результатах своей деятельности, выстраиваем партнерские отношения с журналистами более 20 печатных изданий и электронных СМИ, радио и телевидения. Журналистами публикуются официальные сообщения по статистическим вопросам, озвучивается информация на телевидении и радио, подготавливаются интервью с руководством и специалистами Сахалинстата, организуется прокат в теле- и радио эфире информационных сообщений. Журналисты принимают активное участие в пресс-конференциях и освещении крупномасштабных статистических работ.

В 2017году Пресс-службой Сахалинстата подготовлено для публикации в областных и районных СМИ - 20 обзоров,75 статей и пресс – выпусков, информационными агентствами опубликовано 194 статистических материала, вышло в эфир 97 сюжетов на ТВ и радио.

Для обеспечения общедоступности информационных ресурсов основным форматом предоставления официальной статистической информации стало размещение ее на Интернет-портале.

В течение 2017 года на официальном сайте Сахалинстата регулярно актуализировались статистические данные в соответствии с графиком и сроками, установленными Федеральным планом статистических работ.

Заинтересованные пользователи уже привыкли и научились пользоваться нашей информацией из доступного интернет-ресурса, и если что-то не находят, просят нас подготовить интересующую аналитическую информацию в индивидуальной порядке.

Сахалинстат ведет работу по достижению максимального уровня информационной открытости для всех групп пользователей официальной статистической информации, и использует любую возможность в качестве инструмента взаимодействия с экспертным сообществом, общественными организациями и гражданами. Мы впервые приняли участие в областной краеведческой выставке-ярмарке книгоиздательской и полиграфической продукции «Книжное ожерелье Тихого океана», посвященной 70-летию Сахалинской области и 70-летию Сахалинской областной универсальной научной библиотеке. С целью распространения и популяризации статистической информации на выставку были направлены лучшие издания Сахалинстата, в которых представлены важнейшие периоды становления и развития региона, а также экономикообразующих отраслей островной области.

В заключение, хочется отметить - несмотря на то, что деятельность органов государственной статистики постоянно совершенствуется, активно внедряются современные информационные технологии сбора, обработки и распространения статистических данных, оптимизируется структура и численность, но коллектив Сахалинстата справится с намеченными на этот год планами и подготовит надежную основу для хорошей работы в 2019-2020 годах.